Как торговать в EVE online?

Довольно давно не играю в евку, но всё же попробую сформулировать текст для заметки на тему торговли в EVE online. Зачем тогда лезу? Просто хочу потеоретизировать на эту тему. Не более того. Итак, приступим.

Какая бывает торговля?

Если коротко, то я разделил бы торговлю на два основных вида: с грузоперевозками и без них, т.е. торговля на одной станции.

Пример торговли с перевозками:
Покупаете в одном месте, а продаёте в другом. Это может быть покупка в Jita и продажа в другом торговом хабе, т.е. в Амаре, Додиксе, Ренсе и даже в нулях/лоусеках. Или может даже наоборот: покупка в условных нулях/лоусеках, а продажа в Jita. Уверен, принцип вы поняли: купить дешевле, перевезти, продать дороже. Вот только сами перевозки — довольно опасный процесс, учитывая тот факт, что на пути в точку продажи вас могут убить (даже в хайсеке!). Поэтому сейчас этот вариант кажется мне слишком трудозатратным и неоправданно рискованным. Впрочем, когда-то я закупал товары в Жите и перепродавал их в нульсечном торговом хабе, где всевозможную расходку раскупают, как горячие пирожки. А некоторые мои товарищи и сейчас считают, что я зря игнорирую этот способ торговли.
Пример торговли станция-станция:
А вот торговля на одной станции мне понравилась значительно больше. Поселившись на станции Jita Trade Hub* можно прекрасно торговать вообще ничем не рискуя. Просто ставите ордеры на покупку, игроки продают вам свои товары, и вы тут же выставляете их на продажу. Что может быть проще? И если раньше ордеры на покупку было значительно выгоднее ставить на цитаделях (Периметр, например). То сейчас можно прокачать навыки и вообще не андокаться. Кстати, совет: торгуя через Периметр не забывайте выставлять дальность покупки 1 прыжок, чтобы ордер распространялся на Jita, но не вынуждал вас собирать покупки по всему космосу. Единственным минусом торговли в Жите могу назвать высокую конкуренцию, потому что тут ежедневно торгуют тысячи игроков.

Ещё торговля делится, скажем так, по активности: кто-то мониторит свои товары и каждые 5 минут обновляет цены, чтобы они были лучше, чем у упомянутых конкурентов, а кто-то выставляет на 3 месяца и знает, что рано или поздно товар будет куплен. Не знаю, как это правильно называется. Можете подсказать в комментариях.

Наверное, это будет хорошее место для рекламы блогера, который известен под прозвищем «Ночной торговец». Прославился в Еве он тем, что поставил себе задачу разбогатеть до триллиона ISK исключительно на торговле, начиная с довольно скромной суммы в 11 миллиардов ISK и играя примерно по часу в день. И даже несмотря на то, что многие механики с тех пор уже значительно изменились, вы всё ещё можете посмотреть эту серию роликов, потому что там рассказываются и другие весьма интересные тенденции рынка. Например, именно там я узнал, что по будням цены растут, а по выходным падают. И связано это с тем, что на выходных игроки проявляют большую активность, т.е. активнее покупают и активнее выставляют свои товары. В общем, весьма познавательно.

Более того, в процессе записи этих роликов, вокруг этого человека образовалось довольно интересное и дружелюбное комьюнити торговцев, которых можно найти в игровом чатике с названием Night Trade Team. Если планируете торговать, то я настоятельно рекомендую туда подключиться.

Механика торговли в EVE

Чтобы стартовать в торговле, вам нужно:

  • Собрать стартовый капитал;
  • Осознать механику;
  • Выучить торговые навыки;
  • Прокачать стенды к определённым фракциям.

И если по сбору стартового капитала я вам не советник, то объяснить остальное в этой заметке было бы вполне уместно.

Так вот, недавно вышло очередное обновление торговли, и на момент написания статьи система работает следующим образом:

Базовые неизменяемые ставки:
Налог с продаж: 5,0% -> 8,0%
Гонорар брокера: 5,0% -> 3,0%
Совокупный налог: 10,0% -> 11,0%
Минимальные ставки (зависят от навыков, отношений и пр.):
Налог с продаж: 2,25% -> 3,6%
Гонорар брокера: 3,0% -> 1,0%
Совокупный налог: 5,25% -> 4,6%

Если коротко, то CCP уменьшили комиссию на изменение цен и увеличили налог на продажу, что позволит игрокам чаще менять цены. Также важно отметить, что при должной прокачке гонорар брокера в Жите (у меня 1,17%) теперь соизмерим с гонораром брокера в Периметре (1,00%), и это позволяет торговать даже не андокаясь для полётов в Петриметр. Впрочем, для персонажей без прокаченных навыков и отношений торговля через Периметр всё ещё остаётся актуальной.

Теперь реальная формула комиссии брокера выглядит следующим образом:

Гонорар брокера (в процентах) = 3%-(0.3% × степень освоения навыка Broker Relations*)-(0.03% × коэффициент отношений с государством/организацией)-(0.02% × коэффициент отношений с корпорацией)

Навыки для торговли

Торговля* (он же Trade*) — навык для увеличения количества слотов покупки/продажи.
Брокерское дело* (он же Broker Relations*) — навык для снижения комиссии брокера на NPC-станциях.
Бухгалтерский учёт* (он же Accounting*) — навык для снижения налога на продажу.
Advanced Broker Relations* — навык для снижения комиссии за изменение цены в уже выставленных ордерах покупки/продажи.
В общем-то, это основные навыки, необходимые для успешного старта в торговле. Находятся они в одноимённом разделе «Торговля». Там же вы найдёте и другие навыки связанные с этой сферой, но эти я рекомендую качать в первую очередь.

Отношения с NPC-корпорациями

Ещё в формуле торговли упоминаются отношения с государством и NPC-корпорациями. Хорошие отношения с владельцами станции тоже снижают комиссию брокера, а значит вам нужно максимально улучшить стенд к NPC корпорации и государству, которые владеют выбранной станцией. Например, для торговли в Jita Trade Hub* нужно качать стенд к корпорации Caldari Navy*. А за каждые 16 миссий этой корпорации вам будут предлагать сделать якобы сюжетную миссию на стенд к государству Калдари. Увы, для снижения налога этим тоже придётся заниматься.

Чем торговать в EVE online?

О, это самая интересная часть данной заметки, потому что я сам понятия не имею, как правильно сформулировать ответ. Наверное, я разделил бы товары по категориям: по объёму, по маржинальности, по типу товара (ресурсы, расходка, кораблики и т.д.) Ну, и всё в таком духе. Приведу пару примеров:

Если вы хотите торговать в условных нулях, то там всегда можно продать кораблики, на которых принято фармить (те же гилы, например), дронов, ракеты, трактора, енкаунтеры, импланты на базовые характеристики и т.д. При этом, доставка той же гилы из-за её объёма выйдет в копеечку, а рецепты на ту же гилу или условные импланты можно возить в огромных количествах даже на цепторе. Ну и, конечно же, нужно всегда оценивать местный торговый хаб, потому что может оказаться, что местные торговцы всё это уже продают и увидев конкуренцию, они начнут демпить цены, сводя маржинальность товара до нуля. И помните, что вам вовсе не обязательно каждый день снижать цену на свой товар — всегда можно подождать, потому что многие торговцы расслабляются и позволяют своему товару заканчиваться, после чего игроки просто начнут покупать ваш.

И всё же, торговля в условной Жите кажется мне намного более интересным занятием. При выборе товара для Житы вы тоже можете положиться на свои знания игровых механик: продавать только популярное и игнорировать товары с низким оборотом. Но мне всегда было интересно понять торговлю именно с математической точки зрения. У меня, например, для этого даже таблица была в гугл документах, которая автоматически парсила цены покупки и продажи на все объекты в Еве, а их там было 38к или около того. Впрочем, если удалить всё лишнее, то товаров останется значительно меньше, но число всё равно огромное. Потом я сортировал пригодные для продажи товары и сравнивал по разным параметрам: соотношение цены покупки и цены продажи, соотношение цены покупки к потенциальной прибыли и так далее, и тому подобное. Довольно быстро стало очевидно, что большинство товаров с высокой разницей между ценой покупки и ценой продажи вообще не используются игроками, а значит нет смысла тратить на них время и торговые слоты. Потом, спустя ещё время, пришло осознание, что перекликивать большое количество товаров утомляет, а значит количество денег, которые могут быть в обороте одного игрока ограничено суммой около 100ккк (число, разумеется, условное, потому что зависит от индивидуальных особенностей человека. У меня, например, эта сумма ещё меньше). Впрочем, подбирать товары всё равно бывает довольно интересно.

Дополнительные материалы

Выводы о торговле

В первую очередь, хочу напомнить, что данная статья — не гайд, а просто заметка, где я рассказываю свои мысли, а не метовые механики. И если я увижу у игроков интерес к этой заметке, то возможно постараюсь её дополнить, чтобы объяснить некоторые моменты подробнее. Пока же могу подвести несколько итогов:

  • Начинать можно с любого стартового капитала (даже в 100кк), но чем больше сумма — тем эффективнее торговля. «Ночной торговец» начинал с 11ккк и заработал триллион;
  • Для того, чтобы сделать торговлю выгоднее, важно хорошо выучить некоторые омега-зависимые навыки из ветки «Торговля». Они перечислены в статье;
  • Также для снижения комиссии брокера стоит прокачать стенды к фракции и правильной NPC-корпорации. Для Jita Trade Hub* это корпорация Caldari Navy* и фракция «Государство Калдари».
  • Кто-то торгует в пределах одной странции, а кто-то возит товары в Житу и из неё. Попробовать можно всё, но будьте осторожны, в космосе много пиратов;
  • При торговле важно иметь некоторое терпение, чтобы не перекликивать цены каждые несколько минут. Это тратит уйму времени и не всегда окупается. Впрочем, иногда это тоже имеет смысл;
  • Один человек может эффективно торговать на сумму около 100ккк. Дальнейшее масштабирование значительно сложнее.
Ну и ещё один интересный факт на тему торговли в EVE:
В этой игре очень дружелюбная и понимающая техподдержка. Не стесняйтесь писать туда, если случайно выставили товар слишком дорого и заплатили слишком большую комиссию за размещение. Я лично знаю людей, которые случайно выставляли товар в тысячу раз дороже, теряя на этом миллиарды, а потом писали в техподдержку, и всё заканчивалось хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *